Н О В О С Т И

IEEE  COMPUTER  SOCIETY

The world's leading membership organization for computing professionals

English facebook twitter Новости IEEE События Программы Архив The Day Вопросы

 
Опять двойка

Эта история произошла давно. Как теперь принято говорить,  в середине прошлого века. В те дни преподавать на физтехе было очень престижно. Отбирались лучшие из лучших. Многие из преподавателей были очень молоды, и их трудно было отличить от студентов.

Но был один признак, по которому можно было безошибочно отличить преподавателя от студента. Преподаватели приходили на занятия в костюмах.
А если преподаватель был не только в костюме, но и в белой рубашке и галстуке, то это был верный признак, что перед вами профессор или доцент.

Но не бывает правил без исключения. Лекции по теории функций комплексного переменного /ТФКП/ читал на физтехе в те давние времена профессор, доктор физико-математических наук Марат Андреевич Евграфов. Защитил диссертацию он очень рано, выглядел очень молодо. И поэтому без костюма - форменной одежды преподавателя, его легко было принять за студента.


опять двойка
Фрагмент картины Ф.П.Решетникова
«Опять двойка»

На физтехе с самого начало было принято ставить оценки за знания, а не за посещаемость занятий. И хотя большинство студентов ходили на лекции, но были и студенты (чему удивляться!), которые ходили на лекции нерегулярно. А некоторые даже совсем не ходили. И потому не знали лектора в лицо.

Любой курс всегда кончается экзаменом. Экзамен по ТФКП не был исключением. Это был один из основных предметов, изучаемых на физтехе на третьем курсе. Экзамен по физике или математики - это великий день. Экзамен у потока (поток - это студенты всех факультетов, которым читал курс профессор, ведущий курс) принимала кафедра в полном составе. В назначенный час студенты приходили в актовый зал института, тянули билеты, готовились к экзамену. Обстановка была довольно свободная, можно было выходить из зала, проконсультироваться у знающих людей. Или попросту списать из учебника. Помогало это мало, т.к. проверяли знания по всему курсу.

Поток - это около 300 студентов. Поэтому каждой группе назначалось свое время, когда она должна была появиться в аудитории. Т.е. экзамен продолжался целый день. Преподаватели - тоже люди. Поэтому также выходили из актового зала, чтобы передохнуть или сходить в столовую.

И вот эта роковая встреча, встреча профессора и нерадивого студента произошла. Марат Андреевич выходил из актового зала. когда в это время в нее входила новая группа студентов, которым было назначено время экзамена. Один из вновь пришедших студентов, столкнувшись с Евграфовым, принял его за студента, только что сдавшего экзамен.
Произошел обмен очень короткими репликами.
 - Интегралы секёшь? - спросил студент.
 - Секу, - ответил слегка растерявшийся Евграфов.
 - На вот, усеки.
Марат Евгеньевич "усёк" интеграл. И еще пару других.
После чего профессор ушел в столовую, а студент - тянуть билет и готовиться к экзамену.

Еще одна особенность экзаменов на физтехе. Когда студент считал, что готов к экзамену, он подходил к сцене и выкладывал свою зачетку. Через какое-то время один из экзаменаторов подбирал зачетку и вызывал студента. Т.е не никто из студентов не знал, кто будет его экзаменовать. Так обеспечивалась объективность оценки.

Прошло время, и наш студент решил, что он готов к сдаче экзамена. Он положил зачетку на сцену и она была немедленно подобрана. Марат Андреевич, вернувшись в актовый зал, немедленно нашел нашего студента и наблюдал за ним. Когда зачетка оказалась на сцене, он немедленно ее подобрал и вызвал студента.
- Евграфов, - представился он.
Надо было видеть выражение лица студента, когда он понял, что интегралы ему "усекал" профессор - лектор курса. Он пытался что-то сказать, но следующий вопрос поверг его в нокдаун.
 - Интегралы секёшь? На вот, усеки!
И так продолжалось часа два. Результата очевиден. Студент "не сёк".

Мораль. Когда идете на экзамен, попросите, чтобы вам показали лектора. И не задавайте лишних вопросов.
Готовьтесь дома. И ходите на лекции.

 
Полночь, XX век.
(страшная первоапрельская история) 

Московский физико-технический институт (более известный как физтех) находился в прошлом веке в 2 километрах от границы Москвы. Т.е. в области. Он и сейчас в основном там находится, хотя ныне часть студенческих общежитий физтеха расположилась уже в Москве.
В середине прошлого века это было очень существенно, т.к. граница между Москвой и Московской областью была границей между развитым социализмом (в Москве) и просто социализмом (во всей остальной стране).  Сказывалось это во всем, в том числе и в снабжении. Недаром в то время была популярна загадка:

            - длинное зеленое тянется из Москвы, пахнет колбасой, что это?
            - правильный ответ: электричка (на которой жители Подмосковья и близлежащих областей везли продукты из Москвы).

Но студентов физтеха проблема снабжения не очень волновала. Студенты – народ неприхотливый. Питались в основном в институтской столовой,  а если она была закрыта, то ходили в "рабстол" (рабочая столовая). Рабстол  – это столовая при местном машиностроительном заводе, которая была всем хороша, но там временами в пище можно было найти несъедобные предметы.


Павел Корчагин
Павел Корчагин и Ирина (фамилии,
увы, не помню) на сцене телевизионного театра на Семеновской.

Но вот что действительно огорчало физтехов, так это времен'ная (ударение на предпоследний слог) удаленность от Москвы. Электрички ходили не часто, бывало, с большими перерывами. А чтобы добраться от вокзала до метро, надо было энергично штурмовать автобус номер 5. «Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда». Точнее не скажешь. Т.е. Москва вроде как рядом, но добраться до мест культурного отдыха было сложновато.
Поэтому культура развивалась на месте. Приглашались режиссеры, артисты, художники. Сами писали и ставили спектакли. Люди, несущие культуру в массы, пользовались большим уважением. Даже, если они были свои, т.е. студенты. В мое время членом комитета комсомола института, ответственным за культмассовую работу, был Павел Корчагин. Не герой книги, а реальное лицо.

«Страшная история», о которой я хочу рассказать, произошла не в ночь на Рождество, а незадолго до Пасхи. А если быть совсем точным, то в ночь на первое апреля.
Весна. Учеба за два долгих зимних месяца уже достала, а Пасха еще не скоро. Пасха была светлым явлением на физтехе. Не потому, что это главный праздник православной церкви. Все мы тогда были убежденные атеисты. А потому, что кафедра иностранных языков всегда проводила традиционный вечер кафедры в канун Пасхи. И опять-таки, не по религиозным соображениям, а потому что замечено было, что в предпасхальный вечер погода всегда стихает. Впрочем, вскоре вы сможете убедиться в этом сами. Какая бы не была плохая погода, но в предпасхальный вечер она выравнивается. Если был сильный ветер, но то к вечеру он становится слабее. Если шел сильный дождь, то и он к полуночи затихает. Нам же традиционный вечер нравился потому, что он был всегда веселый. Все скетчи ставили мы сами. А тонкий английский юмор становится особенно понятным, когда ты разыгрываешь скетч на английском вместе со своим приятелем.
Но наша история произошла чуть раньше. А если совсем точно, то началась она ровно в полночь с боем часов, которые возвестили, что наступило первое апреля 1969 года. В этот год очередная (уже третья по счету) фихтеховская команда штурмовала вершины КВН, где дошла до полуфинала. В полуфинале она проиграла будущему победителю – команде КВН города Баку. А капитаном бакинской команды был известный ныне режиссер и общественный деятель – Юлий Гусман.

Павел Корчагин, помимо того, что в комсомоле он отвечал за культмассовую работу, был еще членом физтеховской команды. В чем каждый человек, посещающий физтех, может легко убедиться. В фотогалерее, которая расположена на первом этаже главного корпуса МФТИ, есть стенд, на котором размещены фотографии из жизни физтеховской команды КВН тех лет. Студент, изображающий физика-лирика и есть Павел Корчагин.
Где-то примерно недели за две до роковой даты, Корчагин вместе с другими членами команды встречался с ректором института – Олегом Михайловичем Белоцерковским. Там или в другом месте, сейчас уже не установишь, но он узнал домашний телефон ректора.

И в ночь на 1 апреля предложил нам разыграть ректора. Мы, конечно, с энтузиазмом откликнулись на это предложение. Решено было разыграть пожар на физтехе. Паша должен был позвонить ректору домой и сообщить, что на физтехе пожар, а мы должны были изображать голоса взволнованных студентов, прибежавших тушить пламя. Первая часть прошла успешно. Паша набрал номер телефона, Олег Михайлович довольно быстро снял трубку. И Паша произнес заготовленную фразу:
           - Олег Михайлович, срочно приезжайте, на физтехе пожар.
На что Белоцерковский оперативно и правильно отреагировал:
            - Сейчас выезжаю.
Но следующей фразы в нашем сценарии не было. Он задал вопрос:
            - А это Павел Корчагин звонит?
Трудно было ожидать, что ректор запомнит голос, фамилию и имя студента, с которым встречался раза 2-3 (может «громкие» имя и фамилия помогли?). Лицо Паши побледнело, покраснело. Прошли и другие цвета радуги.
            - Да, - ответил он.
            - Зайдите ко мне днем в ректорат, - сказал Белоцерковский.


Глазунов, Белоцерковский, Раушенбах
На фотографии -Илья Глазунов,
ректор МФТИ - О.Белоцерковский,
академик Б.Раушенбах на выставке
молодых художников школы И.Глазунова.


Всем было весело, кроме Паши Корчагина. Он был в предынфарктном состоянии. Позвонить ректору домой в полночь! Да еще попытаться разыграть! И получить приглашение зайти в ректорат! Да за такие вещи из института отчислить могут. А уж выговора, точно, не избежать.

Что делать? С одной стороны - есть приказ ректора явиться в ректорат. С другой стороны, может он тоже шутит? Посовещавшись, мы решили, что в ректорат идти не надо. В конце концов, все можно свалить на первое апреля.
Для Паши день прошел в томительном ожидании - придут ли за ним? Из ректората или из деканата. Но никто не пришел. И стало ясно, что это приглашение в ректорат - была встречная шутка. Обсудив за пивом в полночь на второе апреля все шутки, сработавшие и не сработавшие первого апреля, мы пришли к выводу, что шутка ректора была самой удачной. Вот уж точно был экспромт! В одном из произведений Стругацких («Понедельник начинается в субботу»?) есть лозунг «Укрась и ты свою жизнь веселой шуткою!». Обязательно! Но если вы захотите разыграть декана, ректора или руководителя фирмы, то будьте готовы к встречной шутке и сумейте ее достойно оценить.

О первой легендарной команде физтеха можно
прочесть здесь

вернуться



 

 
40 лет команде КВН МФТИ

Команда МФТИ 1962

Сорок лет назад КВН еще не был приватизирован закрытым акционерным обществом, а был тем, чем он был задуман - состязанием в находчивости студенческих команд. Вначале в состязаниях КВН участвовали только московские команды. Команды и их болельщики собирались в небольшой студии. И трудно было определить где команда, а где ее болельщики. Затем КВН приобрел такую популярность, что состязания стали проводить в телетеатре на "Семёновской", а помимо московских команд появились "сборные команды" городов.
На снимке знаменитая команда физтеха 1962 года. Эта команда выиграла кубок Москвы, в котором играли очень сильные команда МАДИ, 1-ого ММИ, МИСИ, МИФИ  и другие команды. Много талантливых людей играло в этой команде, а еще больше болело за нее. 
Даже эта далеко не совершенная фотография прекрасно передает атмосферу этих состязаний, когда болельщики и команда сидели вмести и не были разделены сценой. Часто болельщики принимали участие в конкурсах. Можно сказать, что деление на болельщиков и команду было условно. 
В той первой, знаменитой, без преувеличения можно сказать легендарной команде МФТИ принимали участие академик Н.Кузнецов, член-корреспондент РАН Ю.Попов, журналист и научный обозреватель газеты "Известий" Б.Коновалов, журналист и писатель Ю.Пухначев, артист театра и кино А.Филипенко и многие другие талантливые люди.
В то время, как и сейчас много писали об уникальной системе подготовки физтеха, об индивидуальной работе со студентами, об физтеховских олимпиадах и заочной физико-технической школе, которые помогают найти и привлечь на физтех самых талантливых ребят со всей страны. Все это так. Но правда и то, что многие о физтехе узнали через КВН. Именно первая команда КВН (а затем были еще вторая и третья команды) создала такую славу физтеху, придала такой блеск МФТИ - "здесь учатся не только самые блестящие физики и математики, но самые остроумные, самые находчивые студенты", что поступить на физтех стало мечтой для всех, кто хоть однажды услышал о физтехе.
Вот еще несколько фамилий: это болельщики команды КВН или студенты, которые выбрали физтех не только и не столько "за уникальное образование", но и потому, что здесь трудно, но весело учится: академики А.Бугаев (информатика), К.Замараев (химия), В.Фортов (физика), вице-премьер Израиля А.Щаранский, кинорежиссер В.Абдрашитов, секретарь Совета безопасности Ю.Батурин. Всех перечислить невозможно. Пришлось бы перечислить несколько тысяч имен.

Еще пара сайтов, на которых есть, что прочесть про "те годы":
http://planetakvn.narod.ru/istoria.htm
http://www.faq.ru/phystech/history/abdrash8.htm

сентябрь 2002 г.

Политехническому музею 130 лет


Политехнический музей. 1896 год.
Политехнический музей. 1896 год.
 

12 декабря исполнилось 130 лет со дня основания Политехнического музея. Указом императора Александра II профиль нового музея был определен как техническо-промышленный. Цели – содействовать «распространению сведений между недостаточно образованными классами» и «вообще развитию технических знаний».  И с этими задачами музей прекрасно справился. По свидетельству министерства культуры Политехнический - самый посещаемый музей Москвы. Т.е. он более популярен, чем Третьяковка и Музей изобразительных искусств. 

Решать поставленные задачи основатели музея намеревались путем формирования коллекций усилиями членов Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, а также за счет привлечения материалов и предметов, отражающих достижения естественных и научно-технических знаний, создавая экспозиции и проводя словесные объяснения и разного рода публичные курсы.
Библиотека музея обладает крупнейшем в стране собранием научно-технической литературы. Начиналась она когда-то с 9 книг. Теперь фонды библиотеки содержат около 3,5 миллионов книг и периодических изданий на русском  иностранных языках.


Демонстрационные приборы XIX века
Фрагмент экспозиции
"Демонстрационные приборы XIX века"


От абака до компьютера
Фрагмент экспозиции
"От абака до компьютера"
 

Политехнический музей принадлежит к числу старейших в мире научно-технических музеев, наряду с Французским Национальным музеем техники в Париже (1794), Музеем науки в Лондоне (1857) и Немецким музеем в Мюнхене (1903).
Наряду с большой научно-популязаторской работой,  музей ведет научные программы "Выдающиеся инженеры России", "История фирм, предприятий, научно-производственных центров России", "Выдающиеся инженерные проекты России" и ряд других.

Но особое место в деятельности музея занимает проведение тематических выставок, устраиваемых совместно с другими ведущими музеями мира.  Выставка, проводимая сейчас совместно с Миланским национальным музеем науки и технологии им. Леонардо да Винчи, посвящена 550-летию этого великого деятеля эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим инженером-изобретателем.
Другие новости - на сайте музея.


Политехнический музей сегодня

декабрь, 2002 г.

 
There are many devices which are used to measure different physical quantities ...

Однажды … или как красиво изъясняются наши друзья- англичане “once upon a time ...” я был на конференции в одной далёкой стране. Точнее, это был Кипр. И это была международная конференции по информатике.

И вот однажды (“once upon a time ...”) как-то в перерыве между заседаниями конференции (или как это сейчас принято говорить “во время coffee-break”) я сидел на террасе отеля и пил в компании физтехов традиционный кофе по-кипрски (“cyprus coffee”). Погода была солнечная, а море изумительно синим и потрясающе красивым. Глядя на эту красоту невозможно было не высказать своё восхищение. Сделав глоток кофе, я совершенно непроизвольно выразил своё отношение к этой красоте простыми, но ёмкими словами: “There a many devices which are used to measure different physical quantities ...”.

Тот кто учился на физтехе, помнят эту фразу. Первую из одного из topics, которые мы зазубривали на кафедре иностранных языков. Я выпалил его на одном дыхании, от начала и до конца.

Наверное, можно было выразить это как-то более кратко и ясно. Типа “красиво, блин”. Но эмоции и хорошее образование потребовало высказаться от всей души.

Очевидно, не один я был восхищён красотой окружающего мира (“environment”), потому что сидящий рядом заслуженный профессор и руководитель института совершенно серьёзно продолжил мою мысль такими же простыми и ясными английскими словами. “Let us speak about transformers today. First about advantages, than about troubles ...” сказал он. И выпалил другой замечательный topic, который мы изучали на физтехе, от начала и до конца на одном дыхании.

На этом дело не закончилось. Наш коллега сказал, что хотя в отличие от нас был в “задвинутой”* группе, тем не менее он знает кое-что такое, чего не знаем мы. Потому что “не проходили”. И рассказал нам словами другого физтеховского топика трогательную историю о себе. “I am a man. My wife is a woman. We have two children: a boy and a girl ...”. Вот о чём поведал он нам. От начала и до конца. На одном дыхании.

Больше всего нас поразило то, что тексты, которые мы выпалили на одном дыхании, мы “проходили” на английском много лет назад. Мы были моложе на несколько десятков килограмм. И на несколько десятков лет. Многое, очень многое из того, что мы изучали на физтехе, мы благополучно забыли. Но топики на английском, которые мы зазубривали на первом курсе, остались forever (“навсегда”). И оказались очень к месту, когда захотелось высказаться красиво, изящно и доступно для всех.

* Комментарий для нефизтехов. “Задвинутый” - физтех, студент младших курсов, который при первичном тестирования английского кафедрой иняза, показал очень слабые знания английского языка и попал в “задвинутую” группу в отличии от “продвинутых” и “нормальных” студентов. Он останется “задвинутым” три первых года.

Привидения на физтехе

Возможно вам повезло жить в старых корпусах физтеховской общаги. В моё время они назывались корпуса А, Б, В и Г. Сейчас им присвоили номера, но для нас они так и остались под старыми названиями. Корпус “А” - РТ (ФРТК), корпус “Б” - РФ (ФОПФ). Корпус “Г” - особый, в нём жили все девушки физтеха (их тогда было мало) и размещалась поликлиника.

История, о которой я хочу вам рассказать, случилась в одном из старых корпусов. В новых корпусах она не могла произойти. Новые корпуса все линейные. В них уютно чувствовали себя сквозняки, но совсем неуютно чувствовали себя студенты. Особенно зимой. В старых корпусах сквозняков не было. Или они были меньше. Потому что там были закоулки, из которых было трудно вырваться сквознякам. Но в них могли прятаться привидения. Или кто-то подобный им.

Не знаю как сейчас, а в старые времена по приказу ректора свет в общаге вырубался ровно в полночь. Дабы физтехи не грызли с утра до ночи и с ночи до утра гранит науки, а время от времени спали. Освещёнными оставались только лестницы и кухни. На кухне стоял “титан”, там всегда было тепло и светло.

До полуночи в общаге шла нормальная жизнь. Кто-то решал задачи из домашнего задания. Кто-то списывал. Были даже такие, кто читал художественную литературу. И так до полуночи. Но в полночь выключался свет и очень скоро жизнь замирала. Но не для всех. Начиналось время “задвинутых”. Очень скоро их призрачные тени начинали скользить по тёмным коридорам физтеховской общаги.

Хотя физтех имеет вполне приличную библиотеку, но время от времени приходилось выбираться в Москву, чтобы посетить публичный читальный зал государственной публичной библиотеки.

Как-то раз зимой я возвращался из Москвы, обогащённый знаниями, полученными в одной из московских публичных библиотек. Был уже первый час ночи, когда я выполз на Новодачной. Для меня, выросшего на балтийском побережье, где мороз -10 градусов уже событие, дойти при ледяном ветре до общежития было сильным испытанием. Физтех уже спал, но свет на кухне и “титан”, к которому можно было прижаться и отогреть хотя бы зубы, ждали меня.

Справившись с этой задачей, я нырнул в кромешную темноту коридора и чуть ли не наощупь стал добираться до своей комнаты. И в это время из-за угла бесшумно появилось Оно. Почти бестелесное и почти невидимое. И очень высокое.

В первый момент я довольно сильно испугался от неожиданности. Но Оно оказалось дружелюбно настроенным и поведало свою историю: “I am a man. My wife is a woman ...”. После чего Оно грустно вздохнуло, кивнуло чем-то похожим на голову и растаяло в темноте.

Откуда у нас знание английского? У “задвинутых” от зубрежки. У остальных, наверное, от испуга от встречи с привидением, когда вспоминаешь все знакомые английские слова, чтобы достойно ответить при встрече в ночи.

“Как известно, женщин на физтехе ...”

Ты вчера весь день не занимался.
Лишь слова английские учил.
Но, как видно, мало ты старался,
Все ты их сегодня позабыл.
Как известно, женщин на Физтехе
Представляет кафедра иняза,
И о каждой, проходящей мимо
Ты невольно думаешь: ...


Что думает физтех о каждой, проходящей мимо, вы, конечно, знаете. Цветочек, of course!

Много преподавателей сопровождают физтеха в странствиях по тропам науки. Разные. Строгие и добрые. Принципиальные и снисходительные. Пожилые и молодые. И так далее … Но многих ли помним мы? Я, например, даже фамилии многих преподавателей забыл. Не говоря уж про имя и отчество.

песня
Этот бессмертный физтеховский шлягер
можно прослушать в исполнении
Алексея Розанова здесь.
Другие физтеховские песни здесь.

Но кафедра иняза! Мне очень повезло, что у меня были такие великолепные преподаватели как Ирина Вячеславовна Фельснер (английский) и Марина Владимировна Синеокая (немецкий).

Я поступил на физтех одновременно с Ириной Вячеславовной. С той только разницей, что она поступила на работу преподавателем физтеха, а я студентом на первый курс физтеха.

По результатам тестирования я был направлен в группу “нормальных”. И где-то в начале сентября наши пути роковым образом пересеклись. Мы были у неё первыми студентами, которых предстояло вывести на достойный уровень знания английского. Т.е. по возрасту она была ненамного старше нас. Что, однако, не мешало ей быть очень требовательным преподавателем. И очень доброжелательным.

Благодаря Ирине Вячеславовне мы узнали “страшный секрет”, который скрывали от нас в школе. Секрет, из-за которого многие из нас считали, что изучение английского - безнадёжное дело. Мы узнали, что учить надо не слова, а выражения. Что, когда разговариваешь с собеседником, надо вылавливать устойчивые словосочетания, а не отдельные слова. Что в английском языке нет падежей. Это непривычно. Но если хорошо понимать глагольные формы, то вполне можно справиться с этой проблемой.

Мы научились не только читать и писать по-английски, но и разговаривать. Читать не только статьи в журналах, но и английские газеты. И ещё мы разыгрывали sketches (это слово нам очень нравилось) во время традвечеров кафедры иняза. Это были наши первые опыты публичных выступлений на английском и было приятно, что нас понимают. Хотя бы наши преподаватели.

Кстати, вечера кафедры иностранных языков всегда проводились в субботу перед Пасхой. И именно Ирина Вячеславовна обратила наше внимание, что какая бы ни была плохая погода накануне Пасхи, в полночь она изменится, улучшится. Если был проливной дождь, он прекратится или станет слабее, если был сильный ветер, то он стихнет или станет слабее. Пасха в этом году будет 5 мая. Проверьте сами.

Кстати, днём погода обычно хуже. Чаще всего холоднее. Но это, очевидно, чтобы не выходили из дома, чтобы больше думали, чтобы полнее и серьёзнее прочувствовали значимость События.

Преподавательница немецкого - Марина Владимировна Синеокая во время войны была на фронте. Была военным переводчиком. Возможно поэтому иногда сдача задания была похоже на допрос. Очень, надо сказать, утомительный.

Вот два таких случая. База у меня была в Черноголовке. Не знаю как сейчас, а тогда возили нас туда и обратно на физтеховском автобусе. Так что мы были в тепле, никаких хлопот и пересадок. И полно времени, чтобы учить немецкий.

Но не всегда всё укладывалось в голове и получалось, что на следующий день ты на немецком начинал “плыть”. Что бы сделал обычный преподаватель? Поставил бы неуд и записал в долги. Но не Марина Владимировна! Она ещё раз уточняла, учил или не учил. И если получала положительный ответ, то приступала к допросу с пристрастием. Путём наводящих вопросов она заставляла тебя вспомнить, где у тебя в подкорке лежит правильных ответ. Но когда ты счастливый выдавал правильный ответ, ожидая, что тебе зачтут добросовестное старание, то получал страшный удар. Неуд и долг!

Это было ужасное разочарование. Пройдя такое испытание дважды, я решил, что надо перевести немецкий в разряд приоритетных дисциплин и заниматься на отлично. А ведь можно было сказать, что не учил и избежать допроса с пристрастием. Но почему-то не получалось соврать и спокойно получить заслуженный неуд.

Что же остаётся у физтеха в остатке, когда напрочь забудешь, где и чему учился? Не знаю как другие физтехи, а я буду чётко помнить 5 аксиом Евклида, формулу Эйнштейна, 2 английских топика и с десяток лучших выражений на немецком. И, конечно, имена: Евклид, Эйнштейн, Фельснер, Синеокая.


PS. Чуть не забыл. Естественно, что все вечера кафедры иностранных языков завершались исполнением бессмертного шлягера "Ты вчера весь день не занимался." Лица наших любимых преподавательниц светлели и они, затаив дыхание, слушали искренние слова признания "Как известно, женщин на Физтехе представляет кафедра иняза". Было видно, что они ждут, а вдруг на этот раз студенты проговорятся, скажут правду "Ты невольно думаешь: ..." здесь следовала пауза, а затем как лёгкий выдох "цветочек!"
Но на лицах молодых преподавательниц всегда было написано лёгкое разочарование. Типа, могли бы случайно оговориться и сказать что-нибудь не то.


 


Другие страницы архива ...
 

"Я знаю как отгадывать карты по телефону ..."
Так сказал П.Капица на одном и своих семинаров.
А вы знаете как?   Подробнее о задаче Капицы...

"Золотой браслет остается навсегда ..."
Так сказал однажды великий русский физик, лауреат нобелевской премии П.Л.Капица.
Эта фраза стала крылатой. Где, когда и кому он это сказал?   Читать ...

Драма на старте - кто создал первый компьютер?
Официальная история развития вычислительной техники в СССР утверждала, что МЭСМ была первой электронной вычислительной машиной созданной в СССР и на всем евразийском континенте. Но это не так.    Читать...

Почему надо "знать" машину Тюринга
"Большинство конкурсантов не знают этой азбуки, поэтому их результаты можно сравнить с творчеством программиста, не изучавшего машину Тюринга..."
Цитата из рецензии на литературное творчество в Интернете. Читать...

Полночь, XX век.
Страшная, но реально произошедшая
история одного первоапрельского розыгрыша. Читать...

Никогда не говори: "Никогда"
Как физтех чуть не встретился с Джеймсом Бондом на Багамах.
Время и место действия: Багамы, 60-ые года прошлого века, вскоре после завершения "карибского кризиса".  Читать...

С чем еще бывает совместен русский гений
История жизни Георгия Гамова - одного из самых выдающихся физиков XX века в СССР и за рубежом. Он был не только теоретиком, но и одним из главных действующих лиц в "атомном проекте". Читать...

КВН, музеи и другие истории
Читать...

"Опять двойка"
Знаете ли вы в лицо своего преподавателя? Трагическая история, произошедшая на экзамене по ТФКП. Готовьтесь к экзамену, если вы не хотите попасть в неловкую ситуацию ... Читать...

Анализ таблиц с помощью SQL
Пособие для начинающих бизнесменов, в меру ленивых, но достаточно амбициозных, имеющих запас сил и стремление достигнуть высоких результатов. О Колумбе, Васко да Гама, Стэнли, бизнес-плане и коммерческом риске.  Читать...

"Чёрная пятница"
13 апреля 2029 года в  4:36 по Гринвичу астероид Апофис пересечет орбиту Луны и ринется к Земле со скоростью 45 000 километров в час. Читать...

10 важнейших научных событий 2008 года по версии журнала "Time".
Читать...

10 способов как уничтожить Землю - пособие для "предсказателей"
Читать...

24-часовой поединок в режиме non-stop
Завершился ежегодный конкурс на звание лучшей студенческой команды VIII региона IEEE по программированию. &npsp; Читать...

"Невоспетые герои"
Закончился конкурс IEEE Computer Society для студенческих команд. Тема конкурса - "Невоспетые Герои". 120 команд,  56 университетов из 27 стран приняли участие в конкурсе. Читать...

IEEEXtreme 24 Hour Programming Challenge
Закончился ежегодный всемирный конкурс студенческих команд, проводимый старейшем в мире международным профессиональным сообществом IEEE. В заочном соревновании приняло участие более 700 команд. Читать...